Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие исследовательских и творческих способностей
обучающихся 9-11 классов СПб ГПБОУ «УОР № 1»
в процессе проектной деятельности
 
Меркулова Мрина Валентиновна,
м
етодист
 
 Способности проявляются в деятельности и в ней же формируются.
С. Л. Рубинштейн (Российский психолог и философ, член-корреспондент
Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.)
 
Современная жизнь становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а гибкости мышления, быстрой реакции и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Наше общество как никогда нуждается в образованных, компетентных, активных и творческих людях, способных к осознанному и ответственному решению разноплановых задач.
Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы является формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования и одним из эффективных факторов создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельной активности в обучении через творческий и исследовательский потенциал.
С этой целью в учебном процессе применяются эффективные педагогические технологии:
•  Учение в общении, учебное сотрудничество
•  Создание учебных ситуаций, мотивирующих учащихся на учебную деятельность
•  Поисковая активность, задания поискового характера, учебные исследования, проекты
•  Приобретение опыта разрешение проблем, принятие решений, позитивное поведение
•  Оценочная самостоятельность школьников
 Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию самостоятельной активности в обучении через творческий и исследовательский потенциал.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащемуся проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на то, чтобы создавать каждому учащемуся условия, в которых он максимально реализовал бы себя.
Педагогическими работниками учебного отдела по программе среднего общего образования реализуются две образовательные программы, обучающие проектной деятельности: образовательная программа для учащихся 9-х классов, позволяющая попробовать свои силы в выполнении и защите учебного проекта в составе группы, и образовательная программа для учащихся 10-11 классов, согласно которой в соответствии с ФГОС СОО выпускники школы выполняют и публично защищают индивидуальный проект. Результатом успешного освоения обеих программ является успешная защита проекта.
Целью элективного курса является развитие учебно-исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи:
•  развить познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
•  углубить, расширить и систематизировать знания в выбранной области научного знания или вида деятельности;
•  обучить планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
•  сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);
•  развить умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление;
•  сформировать и развить навыки публичного выступления;
•  сформировать позитивное отношение к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
Метод проектной деятельности предполагает использование всех передовых, формирующих исследовательские и творческие способности видов обучения: проблемного, развивающего, эвристического, личностно-ориентированного, межпредметного.
Проблемное обучение – способ организации деятельности учителя, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем. В процессе проблемного обучения учащиеся приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учатся мыслить, творчески усваивать знания.
Проектная деятельность направлена на разрешение конкретной значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
Проектная деятельность связана с постановкой проблемы и поисками путей её решения, которые инициируют активную мыслительную деятельность. Поиски решения проблемы нередко приводят к оригинальным, нестандартным путям и способам деятельности и результатам, которые, в свою очередь, стимулируют новые познавательные потребности и интересы. Таким образом, работа над проектом всегда инициирует развитие творческих способностей учащихся.
Развивающее обучение – система организации обучения, которое ориентируется на потенциальные возможности ребенка. Его сущность в активно-деятельностном способе обучения, которое в отличие от объективно-иллюстративного, основан на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Цель развивающего обучения – подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины.
Проектная деятельность учащихся направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Проектная деятельность стимулирует интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Учащиеся учатся мыслить, наблюдать, действовать практически. Они не просто запоминают факты, они осмысливают отношения и причинно-следственные связи между ними.
Эвристический метод обучения – метод, направленный на самостоятельное нахождение учащимся ответов на возникающие вопросы. Обучение для учащегося, основанное на эвристическом методе, непрерывное открытие нового.
Конечной целью эвристического обучения является не получение конкретных знаний, а осуществление творческой самореализации учащегося.
Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности.
Личностно-ориентированный подход – забота учителя о развитии не только интеллекта обучающегося, но и его личности с творческими задатками и способностями развития. Конечный результат обучения направлен на личностный рост, на развитие индивидуальных способностей.
Проектная деятельность дает возможность самостоятельно выбирать пути решения задачи, проявлять и развивать свои способности в проектной деятельности.
Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам. Межпредметные связи осуществляются через взаимодействие с
•  русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание», в процессе подготовки защиты проекта);
•  информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
•  с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика.
Типология выполняемых проектов по доминирующему методу и виду деятельности
Исследовательские
Исследовательский проект, по структуре напоминающий научное исследование, включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, определение методов исследования и источников информации, обязательное выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, ее проверка, обсуждение и анализ полученных результатов с обязательным оформлением результатов исследования. При выполнении исследовательского проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационные
Информационный проект представляет собой сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления ее для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее своевременной коррекции по ходу работы. Информационный проект часто является модулем исследовательского проекта. Результатом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
Социальные, прикладные (практико-ориентированные)
Данные проекты нацелены на решение конкретных социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Результат деятельности участников проекта определен с самого начала, который по окончании работы над проектом будет использоваться.
Творческие
Форма представления результата творческого проекта может быть представлена в виде инсценировки, видеофильма, совместной газеты, праздничного или спортивного мероприятия, путешествия или экскурсии. Творческий характер проекта не исключает четко продуманного оформления результатов данного проекта (например, сценарий и видеорепортаж о подготовке праздничного мероприятия; разработанный маршрут тематической экскурсии и презентация основных «точек» маршрута).
Игровые
Самый сложный вид проекта в образовательном учреждении. Участники игрового (ролевого) проекта, представляя себя литературными, историческими или вымышленными персонажами, пробуют воссоздать социальные или деловые отношения через проигрывание ситуаций. Результат проекта спрогнозировать невозможно.
К основным направлениям проектной деятельности по результату следует отнести:
•  проекты, нацеленные на разработку и создание изделий (в т.ч. инженерные),
•  проекты, нацеленные на создание информационной продукции,
•  проекты, нацеленные на проведение мероприятий (в т.ч. проведение игры, игровые проекты),
•  проекты, нацеленные на решение проблем,
•  проекты, нацеленные на самостоятельное обучение (учебные проекты),
•  исследовательские проекты,
•  социальные проекты.
Рассмотрим этапы работы в рамках исследовательской деятельности.
Первая ступень в процессе выполнения проекта – поиск проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Тематика проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта. От проблемы участник проекта отталкивается, инициируя деятельность. Ему необходимо обосновать актуальность данной проблемы, темы, описать ее теоретическую значимость и практическую целесообразность, коротко охарактеризовать современное состояние проблемы.
Проектный замысел – это желание решить какую-то проблему, быть может, изменить существующую ситуацию к лучшему.
Здесь все зависит от индивидуальных интересов. Ребят интересуют разные проблемы.
Тема ИП «Графические редакторы»
Проблема - найти среди множества графических редакторов оптимальный для обработки фотоснимков.
Тема ИП «Влияние сотового телефона на здоровье человека»
Проблема – отсутствие конкретных знаний о вредном влиянии сотового телефона на организм человека
Тема ИП «Вред фаст-фуда»
Проблема – подтвердить или опровергнуть мнение врачей, что фаст-фуд - одна из угроз человечеству.
Важнейшей особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он задумывается и реализуется.
Замысел, эскиз проекта, возникает как способ влияния на ситуацию.
Тема ИП «Вредные компоненты декоративной косметики»
Девушки под воздействием рекламы, покупают декоративную косметику, которая провоцирует проблемы с кожей.
Тема ИП «Владимир Сальников»
Не все учащиеся знают о спортивной карьере и победах Владимира Сальникова, выпускника «УОР № 1»
Тема ИП «Куинджи»
Немногие ученики знают, что в Санкт-Петербурге в Государственном русском музее можно увидеть незабываемые полотна русского живописца Архипа Куинджи
Постановка цели и определение задач для ее достижения
Целью проектной деятельности становится решение определенной проблемы, а задачи проекта формулируются как способы достижения цели в определенных условиях. Поиски решения проблемы нередко приводят к оригинальным, нестандартным путям и способам деятельности.
Работа над проектом всегда инициирует развитие творческих способностей учащихся.
Тема ИП «Стресс»
Участник проекта задумался о том, что и у стресса есть свои плюсы. Решил изучить этот вопрос, провести анкетирование среди ровесников, испытывали ли положительное влияние стресса, и дать возможность слушателям защиты проекта переосмыслить свое негативное отношение к стрессу.
Тема ИП «Скорость реакции человека»
Для спортсменов особенно важно научиться контролировать стабильность скорости реакции и понимать, как возможно повысить ее.
Тема ИП «Влияние чая на организм»
Общепринятое мнение, что чай – полезный напиток, можно и опровергнуть, рассматривая определенные условия его употребления.
Выдвижение гипотезы исследования
Построение гипотезы является основным методом развития научного знания, выражающегося в формулировании гипотезы исследовательского проекта и ее дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке, подтверждающей или опровергающей ее.
ИП «Все ли йогурты полезны?»
Йогурты, продаваемые в магазине, не так полезны, как об этом говорят в рекламе.
Тема ИП «Симметрия в жизни»
Симметрия - это гармония и красота, равновесие, устойчивость.
Тема ИП «Физика и футбол»
Знание законов физики поможет достичь более высоких результатов в футболе.
Планирование проектной деятельности
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время диктует необходимость
  • составления плана действий по достиженгию результата;
  • работы по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;
  • понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
В самом начале проектной работы обучающиеся знакомятся с критериями оценки проектной деятельности и имеют возможность на каждом этапе работы над проектом анализировать свою деятельность.
Исследовательская работа
Проведение опросов, анкетирования, исследований, проверка и анализ полученных результатов – важные этапы выполнения проекта, развивающие исследовательские и творческие способности обучающихся.
В процессе проектной деятельности обучающиеся имеют возможность попробовать свои силы в проведении учебного эксперимента, который позволяет организовать освоение элементов исследовательской деятельности, как планирование, проведение эксперимента, обработка и анализ результатов.
Ребята самостоятельно формулируют вопросы для анкет социологических опросов, выбирают методы исследования, предлагают форму представления полученных результатов.
Завершающий этап проектной деятельности – подготовка к защите проекта.
На данном этапе
  • происходит самооценка проектной деятельности;
  • документальное оформление проекта;
  • создание наглядных средств для защиты своего проекта;
  • подготовка к публичной защите.
На этом этапе нет предела творческому самовыражению. Защита проекта может сопровождаться представлением презентацией, снятым видео, представлением таблиц, карт, оформленных буклетов.
Для защиты проекта важно выбрать наиболее убедительную форму представления продукта проекта. Важно показать умение представить информацию, анализируя и обобщая её, продемонстрировать глубину знаний по исследуемой проблеме. Необходимо аргументировано сформулировать положительные эффекты от реализации проекта как для автора, так и для других людей (практическое применение или значимость продукта проектной деятельности).
Во время работы над проектом ученики самостоятельно ставят задачи, учатся находить пути их решения, привлекая знания из различных областей наук, самостоятельно находят недостающие сведения из всевозможных источников, выдвигают гипотезы, учатся устанавливать причинно-следственные связи. У участников проектной деятельности развиваются менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, формирует умения поиска информации, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы.
Исследовательские и творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, развитие которых требует специально организованного процесса обучения и воспитания. Проектная деятельность требует от участника проекта особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, всё то, что в совокупности и составляет исследовательские и творческие способности.
В проектной деятельности происходит акт творчества, находится свой путь решения проблемы или создаётся нечто новое, поэтому именно метод проекта является эффективным средством развития исследовательских и творческих способностей учащихся.
Сформированные ключевые компетенции XXI века, к которым относятся исследовательские и творческие способности, – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»